«Серебряные коньки»: сказка с двойным дном
- Культура
- 18.12.2020, 17:55
- Вера Гиренко

На календаре – канун 1900 года, на дворе – зимний Санкт-Петербург, будто специально принарядившийся к съёмкам и от этого напоминающий ретро-открытку. Барышня Алиса (Софья Присс) – дочь министра Николая Николаевича (Алексей Гуськов), который, следуя совету супруги Северины (Северин Янушаускайте), хочет выдать своё единственное чадо замуж за молодого и амбициозного карьериста князя Аркадия Трубецкого (Кирилл Зайцев). Но у девушки – другие планы. Она мечтает о высшем образовании, в тайне от семьи читает научные журналы и энциклопедии. Неожиданный (и для предновогодних историй – обязательный) поворот в её судьбе происходит, когда в результате розыгрыша на балконе её комнаты оказывается сын бедного фонарщика Матвей (Фёдор Федотов), который только-только вступил в ряды банды воров-карманников, чей главарь Алекс (Юрий Борисов) учит искусно «экспроприировать» деньги и часы у богачей на праздничной ярмарке.
На поверхности «Серебряные коньки» – типичная мелодрама о влюблённых из разных социальных классов, которая разворачивается на более-менее исторически достоверном фоне. Разумеется, жанр вовсе не требует от создателей фильма детальной исторической точности (в конце концов, перед нами – коммерческий продукт). Но приметы времени на экране выглядят достойно и являют собой целую палитру идей рубежа XIX и XX веков. Алекс в соответствии с ценностями «профессии» цитирует Маркса. Декадентка Северина увлечена модной для своего времени эзотерикой и приглашает на семейные балы астрологов и магов. Алиса – плод феминистского движения первой волны. Только Матвей с отцом и Николай Николаевич с министерскими коллегами выглядят непреходящей оппозицией между бедными и богатыми. А роскошно костюмированная знать кажется приветом из той (наивной?) России, которая ещё не знает, что её ждёт совсем скоро.
Возможно, самое интересное в «Серебряных коньках» начинается, когда происходят события, только маскирующиеся под ретро, а на самом деле говорящие с нами о дне сегодняшнем. Собственно, именно такое происшествие является завязкой фильма. Матвей потерял работу доставщика пирогов из модной кондитерской, потому что не успел вовремя привезти заказ – дорогу перекрыли для проезда влиятельного сановника. «Сказали стоять – стоим», – объяснили Матвею в толпе.
Есть и другой пример. Отец Матвея (Тимофей Трибунцев), по долгу службы озабоченный вопросами городского хозяйства, сетует, на то, что опасные для голов прохожих сосулины так и не начали сбивать.
Не менее злободневную сентенцию выдаёт и Николай Николаевич, когда получает в подарок локомобиль. «Ямы и колдобины – наше стратегическое преимущество перед западными партнёрами. Пока у нас дороги плохие, мы непобедимы», – разъясняет персонаж.
Кое-что, напоминающее современность, происходит и в министерстве, которое возглавляет персонаж Алексея Гуськова. Там обсуждают, может ли полицейский носить дубинку, чтобы разгонять подозрительных лиц и бунтовщиков. Тут же выясняется, что для производства новых орудий уже выстроена коррупционная схема. Завод по производству дубинок принадлежит тестю чиновника, ратующего за нововведения. Искать такие связки со «злобой дня» – отдельное удовольствие.
Другое – спецэффекты. Спродюсированные студией «Россия 1» и студией Никиты Михалкова «Серебряные коньки» представляют собой демонстрацию лучших технических ресурсов и умелого их использования. В кинотеатрах давно не было российского фильма, в котором настолько эффектными графикой и спецэффектами. Особенно вдохновит фильм любителей зрелищных погонь. На коньках и на ногах – они держат внимание и местами очаровывают изобретательностью трюков.
Движение – ещё один повод рассмотреть Санкт-Петербург, который в фильме кажется отдельным действующим лицом. В нём встречаются и диккенсовские персонажи, и напоминающие современных чиновников министры, и герои прекрасной новогодней сказки