Кабмин задумался о долгосрочной перспективе

Минэкономразвития утвердило методологию подготовки проекта «стратегии социально-экономического развития до 2030 года». Как сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на собственные источники, работа будет вестись в рамках разработки второй части плана по достижению национальных целей и восстановлению экономики после пандемии. Документ впервые будет составлен по так называемой проектной технологии. Ориентировочный период создания плана – май 2021 года.
В рамках заявленной работы в единый документ будет сведено описание необходимых для реализации намеченных целей изменений. Они коснутся государственного управления, экономии, инфраструктуры, социальной сферы, науки, образования. Достаточно детально должны быть прописаны подходы и шаги, которые позволят этих целей достичь. Также предполагается пересмотр и согласование между собой и с национальными целями порядка 80 действующих стратегических документов исполнительной власти.
В правительстве считают данную работу именно сейчас более чем актуальной: именно к весне-лету текущего года ожидается завершение пандемии коронавируса, в связи с чем бизнесу и гражданам потребуются новые ориентиры для дальнейшей жизни и развития. Изменения будут обсуждаться по пяти направлениям, или «трекам»: «новая высокотехнологичная экономика», «агрессивное развитие инфраструктуры», «новый общественный договор», «клиентоцентричное государство» и «национальная инновационная система». Задействованы в работе будут вице-премьеры, которые будет отвечать за составление плана: Андрей Белоусов, Марат Хуснуллин Татьяна Голикова, Дмитрий Григоренко и Дмитрий Чернышенко.
Очевидно, этот документ на выходе и будет поэтапно и основательно переработанным прежним планом, в который всех членов правительства президент и премьер попросили добавить максимум конкретики, соглашается шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. По его слвоам, вряд ли есть смысл представлять его детали в публичном поле на промежуточных сырых стадиях, когда все крылья правительства ещё сами должны проработать глубже реалистичные и локально достижимые цели по каждому из 5 направлений: как раз, что очень важно - с разбивкой по времени, включая те самые «быстрые результаты/победы».
Например, направление реформ в социальной сфере наверняка должно быть связано не только с цифровыми параметрами адресной помощи малоимущим буквально на ближайшие 2 года, так как в условиях падения средних доходов это стало неотложной задачей, но и идеология оказания такой поддержки в новой форме социального контракта, которая включает формы переобучения и трудоустройства, с определёнными встречными обязательствами активно двигаться навстречу этой помощи со стороны самих граждан.
И эти планы, считает эксперт, вряд ли могут быть реализованы в отрыве от всё более клиентоориентированной модели электронного государства, через облако которого ведомства делились бы всей необходимой информацией и по структуре имеющихся и создаваемых в экономике рабочих мест, данными о динамике доходов и оказываемой помощи по социальным слоям, которая вообще-то складывается из данных по отдельным семьям. А эта информация по семьям, без собирательства людьми разных лишних справок и подтверждений, в свою очередь нужна соцслужбам.
Очень хотелось бы надеяться, говорит Пётр Пушкарёв, что итоговые пункты плана не только будут содержать перечисление нескольких десятков конкретных проектов по развитию инфраструктуры и высокотехнологичных предприятий с цифрами бюджетных расходов в каждой строке, но и что весь план этот сверху донизу будет пронизан идеей, что не просто государственная система, собирающая триллионы рублей в кубышке, станет теперь так-то и ещё вот так-то их распределять, но и чтобы идеология плана подразумевала субсидии готовым развиваться активно предприятиям, а также снижала бы на всю экономику в целом нагрузку по налогам и различным сборам в бюджеты и социальные фонды.
Признать, что естественное горизонтальное перераспределение высвободившихся благодаря этому денег «вбок» по экономике способно дать как минимум не менее, а то и более эффективные результаты, запуская инвестиционный цикл вширь - было бы огромным шагом, по сравнению с господствовавшей до сих пор идеей, будто все частные рубли притянутся как магнитом только вслед за исполненным правительством точечно по экономике «поливом». Хотя и эта опора на государственные триллионные инвестиции в рабочие места, особенно в поддержку перспективных для экспорта «точек роста» - незаменима.
«Но, – уверен аналитик, – нужно дать свободней подышать и остальным «не избранным свыше» простым предприятиям малого, среднего и большого бизнеса, где нет особого государственного участия - тогда за 5-10 лет они бы не только дали работу миллионам людей, но и стали бы важной частью налоговой базы правительства, позволив ещё чуть дальше отойти от чисто сырьевой финансовой опоры и от исключительно инфраструктурной модели дальнейшего роста».
В связи с этими же вопросами, продолжает Пётр Пушкарёв, крайне интересно, будут ли заложены в правительственный проект хотя бы на долгосрочный горизонт, но в явной форме пункты, которые бы способствовали естественному перетоку объёмных инвестиций крупного капитала из добывающих отраслей экономики в несырьевые её сферы. В частности, будет ли реализована давняя идея Андрея Белоусова о менее тепличном уровне налогообложения для нефтяников, металлургов, производителей удобрений - словом, для секторов с очевидно стабильной и очень высокой экспортной рентабельностью.
И дело здесь даже не в необходимости пополнить напрямую бюджет ради новых свершений, чтобы было больше средств для перераспределения их "сверху", сколько суть в естественном подравнивании рентабельности, чтобы она не была резко выше в сырьевых секторах, что по сути лишает экономического смысла рассмотрение владельцами крупных компаний вариантов инвестировать свободный капитал в ту же IT-сферу или в форме венчурного соинвестирования как "бизнес-ангелов" в любые перспективные стартапы.
В том числе и в те мало кому известные пока проекты, которые могли бы через 10 лет стать таким же лицом новой российской экономики, каким уже стал за последние годы, допустим, Яндекс. Во всём мире IT-сфера развивается семимильными шагами, убегает вперёд промышленных секторов, и Россия вполне обладает необходимым для таких прорывов интеллектуальным потенциалом, который сейчас недостаточно поддерживается инвестиционными стимулами от и от государства, и от крупного бизнеса. Если этот вектор будет просматриваться в направлениях, курируемых Андреем Белоусовым и Дмитрием Чернышенко, и окажется поддержан премьером, заключает Пётр Пушкарёв, то планы правительства станут действительно инновационным и полезным лекарством для нашей экономики